Перевозчики нашли объезд

Пока установлено лишь 20 рамок контроля в Московской и Калужской областях
Пока установлено лишь 20 рамок контроля в Московской и Калужской областях / М. Стулов / Ведомости

За полгода система «Платон» перечислила в бюджет более 8 млрд руб., зарегистрировав 95% крупных российских перевозчиков, или 719 000 грузовиков. Перевозчики повысили тарифы, производители и ритейлеры – конечные цены, которые включают не только сам тариф, но и расходы на администрирование.

Перевозчики, работающие напрямую с грузоотправителями, полностью переложили на клиентов эти дополнительные расходы, говорит Трунаев. В среднем по России после введения «Платона» перевозки подорожали на 3,2–4,9% в зависимости от длины маршрута, говорит начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD Сергей Власов. Цены выросли в среднем на 4–8%, подтверждает Захаров из Itella.

Платят не все

С 15 ноября грузовики массой более 12 т должны платить по 1,53 руб. за каждый километр проезда по федеральным трассам. Уже в декабре 2015 г. в системе было зарегистрировано 650 000 грузовиков, более половины из них используют бортовые устройства, которых выдано 435 000, рассказал коммерческий директор компании – оператора «Платона» «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) Антон Замков. Маршрутных карт, оформлять которые с 15 апреля этого года вправе только зарегистрированные пользователи системы, выдано 7,5 млн.

Если разделить поступления от «Платона» на количество зарегистрированных в системе грузовиков, то получится, что владелец одного автомобиля платил в среднем по 1800 руб. в месяц, как будто тот проезжал по федеральным трассам всего 1200 км. Но ежедневно дальнобойщик проделывает путь в среднем по 500–1000 км, говорит директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов. В месяц фура проезжает 10 000–14 000 км, иначе перевозчик останется без прибыли, рассказывает Дьяконов. И в основном маршруты проходят по федеральным трассам, уточняет он. Средний пробег автомобиля массой 12 т – 15 000 км в месяц, говорит руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов.

Нельзя просто разделить сумму собранных средств на количество автомобилей, настаивает представитель РТИТС. Есть компании, машины которых проходят только по федеральным трассам по 25 000 км в месяц, но есть те, маршруты которых проходят только частично по федеральным дорогам, продолжает он, а федеральные трассы – лишь 5% всей дорожной сети страны.

Сборы будут расти, рассчитывает оператор, так как число зарегистрированных пользователей увеличивается ежедневно, а пик перевозок приходится именно на летний и осенний сезоны. Интенсивно ездят по федеральным трассам только 20% зарегистрированных грузовиков, остальные 80% – преимущественно по региональным, иногда их работа сезонная, а иногда автомобили вообще простаивают. Представители Минтранса и Федерального дорожного агентства (Росавтодор) не стали комментировать цифры.

Многие просто не платят, не включают бортовые устройства (которые измеряют пройденный путь и передают в систему данные для списания средств), поскольку у «Платона» развернута еще не вся инфраструктура, уверен эксперт консалтинговой компании. Пока установлено 20 рамок контроля в Московской и Калужской областях, к концу 2017 г. их должно быть уже 481, говорит представитель РТИТС. Кроме того, грузовики проверяют 100 мобильных контролеров. То, что рамки поставлены только в Московской и Калужской областях, многие недобросовестные перевозчики восприняли как разрешение не платить, констатирует представитель ассоциации автомобильных перевозчиков.

Малый бизнес столкнули с дороги

«Балансируем на грани рентабельности», – жалуется начальник транспортного отдела компании «Агротрак» Михаил Быков. «Работаем в ноль, все заработанное уходит на зарплату сотрудников, налоги, дизельное топливо, аренду помещений, на погашение кредитов», – подтверждает коммерческий директор транспортной компании «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор.

При среднем пробеге сибирских большегрузов по федеральным дорогам 10 000–12 000 км в месяц компания платит в «Платон» за каждую машину 15 300–18 400 руб., говорит президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев. Маршрут Москва – Новосибирск (примерно 3500 км) подорожал на 5400 руб. Фрахт 20-тонной фуры из Москвы в Новосибирск стоит 140 000–150 000 руб., обратно – 40 000–50 000 руб. – из Сибири практически нечего везти, поэтому и цена ниже, лишь бы расходы на солярку возместить, поясняет он. То есть доля расходов на «Платон» в стоимости фрахта из Москвы в Новосибирск – 3,6–3,8%, из Новосибирска в Москву – 10,8–13,5%, подсчитал Трунаев.

В среднем стоимость фрахта тентованной фуры из Москвы в Новосибирск и обратно составляет примерно 28 руб. за 1 км, из них 4 руб. – это прибыль владельца транспортного средства, уточняет председатель правления СААП Алексей Лядусов.

Рефрижераторы дороже: 180 000–190 000 руб. – в Новосибирск и 57 000–60 000 руб. – в Москву, поскольку обслуживание рефрижератора обходится дороже, отмечает Быков. Поэтому и доля «Платона» ниже – 3–9%. Есть компании, у которых фрахт дешевле, но либо они не считают себестоимость, либо не платят налоги, либо это какие-то суперэффективные предприятия, отмечает Минор.

Но в росте цен не только сама плата – выросли трудозатраты на администрирование, увеличился документооборот, появились дополнительные функции контроля, говорит Власов. Рост тарифов произошел не только из-за «Платона», но и из-за повышения акцизов на топливо, колебания курсов валют и, как следствие, удорожания техники и комплектующих, снижения объемов импорта, отмечает Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК.

Перевозчикам, которые получали заказы через диспетчерские компании, пришлось платить в «Платон» самим, отмечает Трунаев. Свободных оборотных средств у мелких перевозчиков, как правило, нет, поэтому многие из них сейчас разоряются, некоторые переходят в наемные работники, идут трудиться водителями в крупные компании, продолжает он. Из-за «Платона» вытесняются с рынка и сами диспетчеры-посредники. Нанять нормального перевозчика за копейки они не могут, а обычные их подрядчики – мелкие предприниматели – разоряются, говорит Трунаев.

Небольшие игроки постепенно уходят с рынка, что вызывает искусственный дефицит транспорта и дополнительно повышает себестоимость перевозок, согласен Алексашов. Количество транспортных средств на рынке существенно сократилось, в то время как спрос на перевозки, например, в сегменте сборных грузов продолжает расти, добавляет он.

Рынок побелел

Производители скота и мяса возят, в том числе по федеральным трассам, все: зерно для переработки в комбикорм, комбикорм на животноводческие фермы, птицу и скот на убой, мясо на мясокомбинаты и конечную продукцию на склады и в торговые организации, рассказывает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Влияние самого сбора за пользование федеральными трассами на стоимость мяса крайне незначительна, считает он. Но сказался рост транспортных тарифов, связанный с сокращением предложения автотранспорта, поскольку запуск «Платона» спровоцировал обеление рынка перевозок. Стало меньше транспорта, который предлагает услуги перевозки по низким ставкам, поскольку не платит никаких налогов, говорит Юшин.

Логистика подорожала сразу после запуска системы в ноябре – январе, но оценить роль в этом «Платона» большим компаниям сложно, поскольку формирование цены на продукцию и решение о повышении цен происходят на основе анализа нескольких факторов (колебания курсов валют, рост стоимости сырья и т. д.), говорит представительница Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Гендиректор Danone в России Бернар Дюкро рассказывал в интервью «Газете.Ru», что стоимость ряда маршрутов возросла на 25%, а на южном направлении – на 80–100%. «Платон» повысит прямые издержки и цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов, предупреждал он.

В себестоимости продовольственных товаров перевозка занимает 4–10%, по данным Росавтодора, – если тариф и повлияет, то в долях процента.

На кого повлиял «Платон»

В глобальных затратах группы «АвтоВАЗ» на перевозки стоимость оплаты «Платона» мала, но все равно влияет на себестоимость, говорит представитель «АвтоВАЗа». «К примеру, в среднем между производственными площадками «АвтоВАЗа» в Тольятти и Ижевске ежедневно передвигается от 60 до 70 грузовиков. Этот маршрут протяженностью около 600 км теперь обходится для каждого грузовика примерно на 900 руб. дороже в каждую сторону», – рассказывает он.

«Введение системы «Платон» привело к удорожанию стоимости автоперевозок для нашей компании», – говорит представитель PSA Group, не уточняя подробностей.

Сразу после введения системы «Платон» все транспортные тарифы на рынке возросли от 6 до 30% по отдельным направлениям, рассказывает руководитель департамента наземных перевозок «GEFCO Россия» Ирина Новикова: «Со временем тарифы стабилизировались, но не вернулись к прежнему уровню».

«Платон»: кто кому платит

Система взимания платы с грузовиков массой выше 12 т «Платон» запущена 15 ноября 2015 г., ее введение сопровождалось протестами дальнобойщиков по всей стране. Изначально тариф для грузовиков был установлен на уровне 3,07 руб. за 1 км пробега, по требованиям перевозчиков он был снижен до 1,53 руб. за 1 км до 1 июля 2017 г. У всех игроков рынка есть достаточно времени для учета, анализа и корректировки своего бюджета, доволен руководитель отдела междугородных автомобильных перевозок Itella в России Денис Захаров. Это снизило первоначальный план по доходам от «Платона» на 2016 г. с 39,5 млрд до 20 млрд руб.
Плата оператору системы, РТИТС, – 10,6 млрд руб. в год, бюджет должен платить раз в полгода, в течение 30 дней по истечении полугодия (т. е. до 31 июля 2016 г., до 31 января 2017 г. и т. д.), первый платеж – 7,8 млрд руб. (шесть месяцев плюс полтора месяца 2015 г.).
РТИТС перечисляет деньги в доход федерального бюджета ежесуточно – в размере суммы, рассчитанной путем сложения всех платежей, произведенных владельцами транспортных средств за пройденные маршруты по автомобильным дорогам федерального значения за прошедшие сутки (по состоянию на 1 час 00 минут по московскому времени дня, следующего за отчетным). Для учета денежных средств используется специальный банковский счет. Он предназначен для приема платы, для перечисления собранных денежных средств в доход федерального бюджета и для возврата владельцам автотранспорта средств за отмененные маршрутные карты.
Штрафы за проезд без оплаты сначала должны были составить 450 000 руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное. Но 15 декабря были снижены до 5000 и 10 000 руб. соответственно.

Тарифы выросли на сумму сборов на проезд – в среднем около 10%, говорит гендиректор логистической компании Tablogix Express Олег Лащевкер: «В данной ситуации перевозчики просто зарегистрировались в системе и платят дорожные сборы, которые включаются в тариф, другой альтернативы у нас нет».

Каждая машина может в среднем проезжать около 20 000 км в месяц – это достаточно интенсивная эксплуатация, говорит бизнес-директор «Совинтеравтосервиса» Михаил Левченко: «Если умножить 20 000 км на 1,53 руб., получим 30 600 руб. Эта стоимость ложится на те продукты, которые перевозит компания, и, как следствие, – на конечного потребителя».

В себестоимости стройматериалов повышение цен на перевозки сказалось не сильно, хотя строительный рынок зависит от перевозок большегрузами – в России производится 20–50% нужных материалов, говорит гендиректор «СУ-33» Дмитрий Волков. Строительный рынок почувствовал «Платона», когда его ввели и перевозки на неделю встали, теперь влияние незначительное, резюмирует он.

Себестоимость строительства увеличится на 7–8%, в основном из-за роста стоимости доставки инертных строительных материалов, передал через пресс-службу президент Ассоциации застройщиков Московской области Андрей Пучков. Если песок в карьере стоит 80–100 руб. за 1 куб. м и до изменения тарифов перевозки цена была 500 руб., то сейчас стоимость песка уже 800 руб., продолжает он. Инертные материалы составляют 15% всех строительно-монтажных работ. Ассоциация отправила официальные письма в Минстрой и Федеральное собрание с просьбой рассмотреть возможность введения льгот для перевозок строительных материалов, таких как песок, щебень, арматура, рассказал Пучков.

На фармацевтический рынок «Платон» не повлиял, лекарственные препараты – продукция с высокой себестоимостью, фура лекарств может стоить около 1 млн евро, перевозка составляет 1–2% от себестоимости, рассказывает гендиректор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк. Особенности фармацевтического рынка таковы, что российские лекарства возят из регионов, а это гораздо дешевле, фактически по себестоимости проезда фуры, добавляет Шуляк.

В ритейле тарифы на грузоперевозки выросли в среднем на 10–15%, говорит представительница Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Безусловно, возросшие затраты ритейлеров («Платон» – не единственная система учета, внедренная в последнее время) не могут быть компенсированы соответствующим ростом цен, поскольку эти возможности ограничены покупательной способностью населения, продолжает она. Сети стараются сглаживать повышение цен промоакциями и внутренним перераспределением издержек.

«Платон» и инфляция

Система «Платон» скажется на ценах, предупреждал ранее президент Сбербанка Герман Греф: вклад в инфляцию в 2016 г. может составить 1,5 процентного пункта. Оценка завышенная, говорит заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников: «Платон» рассчитывает собрать 20 млрд руб. в 2016 г., а оборот торговли продуктами питания, к примеру, составил в 2015 г. 13,4 трлн руб., оборот всей розничной торговли – 27,5 трлн руб., т. е. вклад платы большегрузов в инфляцию, даже с учетом косвенных расходов, составит 0,1 п. п.

Вклад «Платона» в инфляцию даже с учетом всех косвенных эффектов разовый и незначительный, он составляет порядка 0,04–0,07 п. п. и уже учтен в текущих потребительских ценах, полагает ведущий эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Николай Кондрашов.

В машинных грузоперевозках некоторую долю составляют также сырье и инвестиционная продукция, что приводит к росту цен в инвестициях, а также отчасти в экспорте, поэтому не все взносы в рамках системы «Платон» оплачивает простое население, объясняет Кондрашов.

В Минэкономразвития не называют цифр, но считают, что вклад фактора «Платона» в инфляцию будет слабо ощутим. Введение платы ведет к росту транспортных издержек, доля которых в розничных ценах невысокая, говорит представитель министерства, к тому же сейчас возможность перенесения издержек на цены крайне ограничена.

Маршруты объезда

Федеральные трассы по протяженности составляют 5% от всех дорог, на них приходится 40% автотранспортного грузооборота, из них около 60% – на грузовики тяжелее 12 т, по данным НИИ автомобильного транспорта.

Альтернативных маршрутов, чтобы не использовать федеральные трассы, крайне мало плюс компания связана обязательствами по срокам доставки, говорит Власов. Качество дорог такое, что найти замену федеральным трассам сложно, согласен Захаров.

Из-за «Платона» и введенного в прошлом году ограничения максимальной массы перевозимого на автомобилях произошло небольшое перераспределение грузов на железную дорогу, говорил «Ведомостям» председатель НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

В РЖД не подтвердили, что перераспределение началось. Представитель Федерального агентства морского и речного транспорта также отмечает, что выводы делать рано: «Платон» начал работать осенью, когда навигация уже завершалась, сейчас навигация на реке только открылась, и то не везде, поэтому никакой статистики пока нет.

Росстат фиксирует рост грузооборота на 1,4% в I квартале 2016 г. к тому же периоду 2015 г. При этом единственный потерявший оборот вид транспорта – автомобильные перевозки (сократились на 2,3%), железнодорожные выросли на 0,5%, морские – на 75%.

Достоинства «Платона»

Многие недооценивают уникальную возможность «Платона» – собирать актуальную статистику об автомобильных грузоперевозках, которой сейчас просто нет, эти данные можно будет использовать, чтобы понять, в каких именно местах дорожные проблемы надо решать в первую очередь, говорит Сальников.

ФНС пока не видит резкого обеления рынка из-за «Платона»: за четыре месяца произошло незначительное уменьшение количества действующих юридических лиц, с 4,82 млн до 4,8 млн, что является нормальным колебанием численности юридических лиц, отмечает представитель налоговой службы. «Определить влияние именно «Платона» мы не можем», – говорит он.

Ключевыми налогами в секторе грузовых автомобильных перевозок, характеризующими результаты работы отрасли с точки зрения поступления в бюджет, выступают налог на прибыль и упрощенная система налогообложения (УСН). Они уплачиваются в основном ежеквартально авансовыми платежами с последующим итоговым годовым расчетом. Поэтому первичный анализ влияния системы «Платон» на поступление данных налогов целесообразно проводить начиная с итогов 2016 г., т. е. по декларациям, представленным до конца марта 2017 г., говорит представитель ФНС.

Также на поступление налогов в отрасли (помимо налога на прибыль и УСН это прежде всего НДС) серьезное влияние будет оказывать негативная экономическая ситуация, складывающаяся в отрасли на протяжении 2015–2016 гг.: в I квартале 2016 г. грузооборот автомобильного транспорта снизился на 2,3% к I кварталу 2015 г. (в I квартале 2015 г. было зафиксировано еще большее снижение грузооборота – на 5,5%), отмечает представитель ФНС.

Проблемы решенные и нерешенные

Рабочая группа при Минтрансе оперативно решила многочисленные проблемы, проявившиеся сразу после внедрения системы, говорит Юшин. Национальная мясная ассоциация в декабре 2015 г. сформулировала свои предложения к правительству: ввести постоплату и перейти на тестовый режим. Недавно принятым постановлением правительства возможность постоплаты предусмотрена, а оператор внес соответствующие корректировки в систему, отмечает Юшин.

СААП также просила снижение платы за проезд до обоснованного и проверенного Общественной палатой размера, постоплату, выдачу трекеров и штрафы не больше 50 000 руб. По большому счету все эти требования выполнены, признает Трунаев из СААП.

После обсуждений в рабочей группе, куда входят грузоперевозчики, логистические компании, ассоциации и профильные ведомства, государство уже сделало ряд шагов навстречу бизнесу: с 26 апреля была введена постоплатная система, уменьшен штраф, продлено действие льготного размера платы и установлена отсрочка ежегодной индексации тарифа, на рассмотрении Госдумы предложение правительства о вычете из транспортного налога на сумму платежей через систему «Платон», созданы логистические и финансовые отчеты для пользователей, комментирует представитель РТИТС.

Но воспользоваться постоплатой будет крайне сложно: складывается впечатление, что РТИТС делает все, чтобы как можно больше владельцев транспортных средств сами отказались от данной опции, говорит представитель АКОРТ. Возникают проблемы, связанные с применением постоплаты: некоторые участники отмечают, что система не позволяет воспользоваться этой опцией, подтверждает представитель Союзмолока. На рассмотрение заявки на переход на постоплату уходит семь дней, а перейти можно только с 1-го числа месяца, в итоге большинство желающих не успело получить разрешение в апреле и перейдет только с июня, говорит руководитель направления транспортной экспертизы FM Logistic Андрей Попов.

РТИТС никак не может повлиять на решение о предоставлении постоплаты, условия ее получения установлены правительством, отвечает РТИТС, а механизм предоставления отсрочки был выработан совместно с представителями логистических компаний, малого и среднего бизнеса, ассоциаций и объединений перевозчиков и товаропроизводителей на заседаниях рабочей группы при Минтрансе, были учтены все предложения со стороны бизнеса. Более 44 000 транспортных средств уже с 1 июня будут работать по постоплате.

Куда уйдут деньги

Федеральный бюджет на дорожное строительство составляет порядка 700 млрд руб. в год, «Платон» принесет 20 млрд руб., из которых 10,6 млрд руб. пойдет концессионеру. Это небольшой процент всего бюджета, поэтому быстро и кардинально изменить общую дорожно-транспортную инфраструктуру в России с помощью системы «Платон» не получится, говорит Алексашов из логистической компании ПЭК. Однако хочется надеяться, что благодаря этому через пару десятков лет и в России будет разветвленная дорожная сеть с высоким качеством полотна, добавляет он.

Введение системы «Платон» было ошибкой правительства, она не поможет улучшению состояния федеральных дорог, уверен Трунаев, лучше было бы повысить акциз на топливо. СААП пока не планирует новых акций протеста против «Платона», но ассоциация добивается от Минтранса исключения из перечня федеральных трасс, за проезд по которым взимается плата, тех дорог, которые находятся в ненормативном состоянии. «Мы не готовы платить за дороги, которые и дорогами-то нельзя назвать», – говорит президент СААП.

Деньги от «Платона» были обещаны регионам на проекты дорог на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Росавтодор изучил первые предварительные заявки на семь региональных ГЧП-проектов, рассказывал представитель агентства в начале 2016 г. Это мосты через Обь в Новосибирске, Чусовую в Перми и Шексну в Череповце, обходы Ижевска и Хабаровска. Кто получит деньги – решать правительственной комиссии по транспорту, отмечает представитель Минтранса. Но подготовка эффективных проектов ГЧП требует высокого качества проработки, поэтому большинство регионов подадут заявки с 2017 г.

Деньги, собранные системой «Платон», пойдут на срочный ремонт региональных дорог, говорится в распоряжении правительства от 23 мая. 10,85 млрд руб. распределят по 24 регионам, но в некоторых из них помощь получат только столицы. Например, Екатеринбург (450 млн руб. на ремонт 300 000 кв. м дорог), Ростов-на-Дону (400 млн руб. на 336 000 кв. м), Сыктывкар (350 млн руб. на 272 000 кв. м), Калуга (200 млн руб. на 135 000 кв. м), Орел (150 млн руб. на 150 000 кв. м), говорится в сообщении Минтранса. Окончательные списки участков, которым срочно нужен ремонт, сейчас утверждают главы администраций регионов, уточняет Минтранс.

Пока установлено лишь 20 рамок контроля в Московской и Калужской областях